ЭРНЕСТ И СЕЛЕСТИНА
«Опять она за свое… Ох уж эта мне девчонка», – в который раз ворчит Эрнест. Но потакать причудам Селестины ему не так уж неприятно, он порой и сам не прочь подыграть ей – ведь малышка у него такая одна. И смысл жизни, и ее счастье.
В историях об Эрнесте и Селестине - http://www.labirint.ru/series/30495/?p=12321 - мораль (если ваша этическая система позволяет смешивать чувства с внутренним долгом) предельно проста. Все зиждется на любви. И если на тридцатой-сороковой странице вы еще не растаяли, значит, фантазия Габриэль Венсан проложила надежный мост к вашему сердцу.
– Я?! Бросил тебя?!
– Ну да… Я испугалась, вдруг ты уехал куда-нибудь, чтобы найти работу… Ведь со мной тебя никуда не берут…
– Хм, ты это серьезно, Селестина? Скажи, серьезно?
– Да нет же, глупенький! Конечно нет! Куда ж ты от меня денешься!
Небольшие «широкоформатные» книжки можно перечитывать снова и снова: они то кажутся законченными историями, то сюжетными постановочными сценками, то случаями из жизни. А поскольку «говорящие» картинки – любимое семейное чтение, такой многоликий формат придется по душе и родителям, исполняющим ритуал «сказки на ночь», и детям, которые любят листать, разглядывать, придумывать продолжение, но утомляются достаточно быстро.
Страницы излучают тепло, семейно-дружеские отношения выливаются в заботу, не отягощенную нравоучениями. Ведь и так понятно, как все должно быть. И, конечно, здесь спрятано множество идей для совместных игр: «в нянюшку», «в красную шапочку», «в обустройство дома», «в творческую предпраздничную мастерскую».
Габриэль Венсан (http://www.labirint.ru/authors/145513/?p=12321), «устроившая» судьбоносную встречу одинокого медведя и крошечного подкидыша – мышки, была известной художницей. Она закончила Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе, получила несколько наград. Но успех Моник Мартен, взявшей в качестве псевдонима имена бабушки и дедушки, связан именно с милым иллюстративным рядом «Эрнеста и Селестины», начало которому было положено в 1981 году.
В чем же секрет этих книжек-картинок? В нежной акварельной технике, улавливающей меняющееся настроение героев, обволакивающей читателей ретро-уютом европейского городка? В искренности героев, не умеющих притворяться? Печалями и радостями они делятся, не боясь отяготить другого. Или в том, что их жизнь проста, а счастье соткано из простых вещей? У них не всегда достаточно денег – и приходится вешать на елку бумажные игрушки, а комнату декорировать выброшенными вещами.
Книги поймали чудные мгновения и растянули их в вечности. Когда-нибудь Селестина вырастет – и Эрнест, растерянный «отец», снова останется один. Мы чувствуем это, но в это не верим. Потому что она вдыхает в него жизнь и своим присутствием разрешает дурачиться, преодолевать фасад условностей. Побегаешь ли иначе по музею, пойдешь ли, повинуясь минутному импульсу, в уличные музыканты, нарядишься ли в странный костюм и отправишься ли на пикник в жутко дождливый день?
– Ну что, устроим через год новый праздник?
– Посмотрим, малышка, посмотрим. А сейчас пора спать... Спи, моя радость, усни…
Француз Даниэль Пеннак (http://www.labirint.ru/authors/17192/?p=12321), много лет переписывавшийся с Венсан, позже создал свою версию истории Эрнеста и Селестины (http://www.labirint.ru/books/461462/?p=12321). В 2012 году состоялась премьера одноименного анимационного фильма, основанного на сценарии Пеннака.